Шумихина А.В. Взаимосвязь притязаний личности и ее достижений в значимых сферах жизнедеятельности.// Экономика организации: альтернативные пути исследований. – Ростов-на-Дону: Академическая литература, 2007. |
|
Главная | |
E-mail: shumianna@rsu.ru | |
Человеческие ресурсы предприятия, как составная часть производственных ресурсов, оказывают решающее влияние на функционирование организации, ее конкурентоспособность и продуктивность. Таким образом, предприятие заинтересовано в повышении профессиональных и социальных достижений работника. Сегодня вопросам мотивации персонала, повышения продуктивности его работы уделяется много внимания. В настоящей работе рассмотрена взаимосвязь притязаний личности с ее достижениями в значимых сферах жизнедеятельности: профессиональной, образовательной, социальной.
На основе анализа специальной литературы, притязания мы определяем как личностное образование, относящееся к мотивационной сфере, направленное на реализацию поставленной цели, проявляющееся в ситуациях достижения, выбора цели и специально созданного эксперимента. Под достижением мы понимаем результат деятельности, соответствующий поставленной субъектом цели и сопровождающийся переживанием им успеха. Притязания личности оказывают влияние на все составляющие элементы достижения. В значимых сферах деятельности человек формирует и выбирает цель, а также способ ее достижения в соответствии со своими притязаниями. Полученный результат переживается как успех или неудача в зависимости от воплощения в этом результате притязаний. Таким образом, притязания личности тесно связаны с уровнем ее достижений. В психологической литературе существует несколько точек зрения на взаимосвязь притязаний и достижений личности: целевой, личностно-диспозициональный, потребностно-мотивационный и оценочный подходы. В рамках целевого аспекта (К. Левин, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Л.В. Бороздина, О.К. Тихомиров и др.) притязания рассматриваются как феномен отражающий процессы целеполагания: уровень сложности поставленной цели, выбор цели из ряда альтернатив, стереотип тактики целеполагания и т.п. В данном направлении притязания обеспечивают достижение путем пошагового приближения к цели, определяют переживание результата деятельности как достижения личности (соответствие результата ряду параметров выполнения: количество ошибок, правильных решений, скорость, полезность и др.). Отмечается взаимонаправленное влияние уровня достижений и притязаний. В рамках личностно-диспозиционального аспекта (В.Н. Мясищев, К.А. Абульханова-Славская) притязания выступают как интегральная характеристика личности, как устойчивое личностное образование, личностная диспозиция. Притязания обусловливают индивидуальные различия в поведении человека, его достижениях. Через включенные в структуру требования к себе, к уровню, качеству и способу трудовой активности, притязания влияют на достижения личности. Потребностно-мотивационный аспект (В. С. Мерлин, Л.И. Божович и др.) отражает трактовку притязаний как синтеза мотивов разной степени обобщенности. Притязания побуждают личность к соответствующему осуществлению деятельности, к уровню достижений. В оценочном аспекте (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.В. Зейгарник) притязания определяются как критерий оценки результатов. В притязаниях воплощается стандарт достижений, который индивид устанавливает для себя и ожидает достичь. Таким образом, на основе анализа психологической литературы мы выделили 4 вида связи притязаний личности и ее достижений: 1) взаимонаправленное влияние притязаний и достижений; 2) притязания обеспечивают индивидуальные различия достижений; 3) притязания побуждают к достижениям; 4) притязания определяют критерии достижений. Все эти виды взаимосвязи разворачиваются в значимых сферах жизнедеятельности личности. |