![]() |
![]() Шумихина А.В. Исследование взаимосвязи динамики Я-концепции и ценностей студентов // «Матерiали Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Наука та iнновацii - 2005». 17-31 жовтня 2005 року. – Том 13. Психологiя. – Днiпропетровськ: Наука i освiта, 2005. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Первые эмпирические исследования самосознания, начинавшиеся уже в 19 веке, развивались преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии. Задачей было реконструировать онтогенез сознательного «Я» путем непосредственного наблюдения за детьми, анализа детских сочинений и юношеских дневников. В настоящее время постоянно растет количество работ посвященных проблеме «Я». В отличие от философии, претендующей на раскрытие «истинной природы» «Я», психология пытается расчленить проблему на части, которые могли бы стать предметом экспериментального изучения. Предметом таких исследований чаще всего являются структура и компоненты Я-концепции, затем те психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает и оценивает себя и свое поведение, и, наконец, психологические функции самосознания.
В предлагаемом исследовании я изучала связь Я-концепции и ценностей. Самосознание личности, как и ценности, оказывают сильное влияние на поведение человека, его мотивацию, конкретные поступки и жизненный путь в целом. Кроме того, они непосредственно связаны с эмоционально-волевой сферой. Согласованность Я-концепции, системы ценностей, отсутствие конфликтов между ними влияют на внутренне благополучие, реализацию возможностей личностного развития, а, следовательно, и на психическое здоровье человека. В доступной литературе не проверялась связь между самосознанием и ценностями. Практическое применение полученных результатов возможно в различных направлениях. Так как в процессе профессионального обучения формируется профессиональная Я-концепция, определенные ценности, то важно создание у студентов адекватного действительности представления о профессионале. Зачастую в результате обучения в ВУЗе выходят специалисты в конкретной области знаний, но не субъекты целостной деятельности. Здесь важно, чтобы сформировалась согласованная профессиональная Я-концепция, чтобы студенты становились целостными субъектами, активным, свободными и ответственными в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Другими направлениями практического применения являются психотерапевтическая работа, а также психологическое консультирование. В рамках психотерапии важно разрешение внутренних конфликтов, осознание и согласование элементов Я-концепции, а также интеграция ценностной системы, и таким образом достижение большей конгруэнтности, психологического здоровья и личностного развития. В психологическом консультировании практическое применение знаний особенностей самосознания и ценностей личности – это осознание и реализация в деятельности ценностей личности, планирование профессионального и личностного развития, постановка и достижение целей и так далее. С целью изучения динамики содержания и характеристик Я-концепции студентов-психологов в связи с содержанием их ценностей было проведено лонгитюдное исследование. На протяжении трех этапов исследования студентам факультета психологии РГУ на втором, третьем и четвертом курсах предлагалось заполнить анкету, которая включает ряд открытых вопросов, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина, выборочные шкалы методики Кеттелла, выборочные шкалы методики исследования самоотноше¬ния С.Р. Пантилеева. Ответы студентов на открытые вопросы обрабатыва¬лись с помощью контент-анализа. Письменный материал представлен целевыми, неофициальными, личными спровоцированными документами. За единицу контекста мы приняли ответы респондентов на отдельные вопросы, т.е. в выделенных измерениях Я-концепции подсчитываем частоту встречаемости отдельных категорий. Данные контент-анализа обработали методами непараметрической статистики. Эмпирические выводы. По результатам исследования нами были выявлены следующие изменения в иерархии ценностной сферы. На первом этапе исследования были выделены три группы: с доминирующей ценностью сферы семьи (22 человека), сферы увлечений (9 человек) и профессионально-образовательной сферы (13 человек). Ценность сферы увлечений оказалась наименее устойчивой, и уже на втором этапе не была выделена студентами как доминирующая. На последующих этапах были выделены по две группы, причем в обоих случаях доминирующей оказалась ценность сферы семьи. Однако ценность профессионально-образовательной сферы медленно, но неуклонно возрастает (соотношение 3:1 на втором этапе и 1,5:1 на третьем). Динамика Я-концепции проявилась в связи с содержа¬нием доминирующей ценности студентов как в рамках каждого этапа исследования, так и на протяжении трех лет. Наибольшая устойчивость проявилась в содержании Я-концепции и в выражен¬ности ее отдельных качеств. Динамика Я-концепции проявилась по характеристике согласованность. Представления студентов-психологов о себе усложняются, становятся более развернутыми, а связи более прочными В целом по выборке на протяжении всего периода исследования наблюдается интенсивное увеличение количества корреляций с 1 до 10. Характер связей, их сила и количество говорят о том, что в общих представлениях студентов о себе основное место занимает образ себя как субъекта деятельности. Себя они видят, прежде всего, психологами. Таким образом, возможно, у студентов вырабатывается чувство причастности профессиональному сообществу. Постепенно к 3 этапу нарастает значимость для студентов собственной внешности, ее положительной оценки. Также нами была выделена динамика характеристик Я-концепции в связи с содержанием доминирующей ценности студентов. В группе с доминирующей сферой семейной жизни за три года изменилось представление о роли внешнего облика: к концу исследования студенты осознают его профессионально-деятельностное значение, а не только общеличностное. Кроме того, приобретают личностный смысл профессиональные интересы, стремления и желания. В группе с доминирующей сферой профессионально-образовательной деятельности на протяжении трех лет Я-концепция наиболее согласованна. Уже на 1 этапе в структуре Я-концепции представлены физические качества, выражающие оценочное отношение к собственной внешности. Однако их доля в Я-концепции постепенно уменьшается и сходит на нет к концу исследования. Первоначально внешний образ был важен для деятельности не связанной с обучением. Таким образом, с увеличением значимости профессионально-образовательной деятельности и уменьшением значимости других сфер, уменьшается и значимость внешнего облика. На протяжении трех лет студенты придают большое значение получению профессиональных навыков, знаний и умений, о чем свидетельствует устойчивая связь между профессиональными и обще¬личностными знаниями, умениями. В связи с низкой представленностью профессиональных стремлений и целей на 2 и 3 этапах, можно говорить о наличии устойчивого объектного отношения студентов к себе. Однако на 3 этапе оно несколько ослабевает. В целом у студентов этой группы наблюдается на 2 этапе уменьшение количества связей наряду с резким возрастанием их силы, что может свидетельствовать об интеграции и упрочнении Я-концепции. Через год степень согласованности увеличивается, происходят описанные выше изменения в структуре Я-концепции. Говоря другими словами, ведущими в Я-концепции остаются характерологические особенности студента как психолога, которые сами по себе не связаны с его внешностью. Но, тем не менее, внешность очень значима для них. Для студентов с доминирующей ценностью профессионально-образовательной деятельности, которые будут ориентированы на дальнейшее продолжение учебы, в частности в аспирантуре, внешний образ уходит на второй план и не представляет особого интереса. |