Шумихина А.В. Я-концепция студентов-психологов в связи с их ценностями //
«Молодежь XXI века – будущее Российской науки» (тезисы докладов I Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 15-19 мая 2003г.). – Ростов-на-Дону, Изд-во ООО «ЦВВР», 2004г.
Главная
E-mail: shumianna@rsu.ru
  Предметом исследования является содержание и характеристики Я-концепции студентов-психологов в связи с личностными ценностями.
Объектом исследования были студенты 2 курса факультета психологии (44 человека, женщины).
Ключевыми понятиями работы являются Я-концепция и ценности. Представления о Я-концепции у различных авторов отличаются [1, 2]. На основе ряда работ, Я-концепцию я определила как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Я-концепция имеет следующие характеристики: содержание – это совокупность всех объектов, отраженных субъектом. На основе трех уровней рассмотрения человека, согласно теории Ананьева выделены 3 измерения Я-концепции:
Я-деятельностное – представление о себе как о субъекте деятельности, в данном случае это учебная деятельность. Я-личностное – представление о себе как о личности, о себе в сферах выходящих за пределы учебно-профессиональной деятельности. Я-физическое – представления о себе как об индивиде, физические качества.
В рамках измерений Я-личностное и Я-деятельностное выделены интенциональные качества – побуждения к деятельности, мотивы, стремления. Потенциальные – качества, которые отражают знания, умения, навыки, способности. Диспозиционные качества – устойчивая предрасположенность субъекта к поведенческому акту, причинно не обусловленная склонность к действию. В Я-физическом были выделены качества: несущие эмоциональную нагрузку; не несущие эмоциональную нагрузку.
Выраженность качеств Я-концепции определялась по количественному доминированию тех или иных качеств, относящихся к каждому измерению. Согласованность определялась как связь между качествами Я-концепции.
В работе под личностной ценностью, вслед за Леонтьевыми А.Н. и Д.А., мы понимаем усвоенный и принятый личностью в результате ее социализации и опыта вхождения в различные социальные общности идеал долженствующего [3, 4].
Цель исследования заключается в изучении содержания и характеристик Я-концепции студентов-психологов в связи с их ценностями и личностными особенностями.
Методы исследования: метод психологического тестирования: выборочные шкалы методики Кеттелла, методики исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина; метод самоописания с открытыми вопросами; метод контент-анализа; математические методы обработки данных.
Эмпирические результаты. Выделены 3 группы студентов: группа с доминирующей сферой семьи, сферой увлечений, сферой профессиональной и образовательной деятельности. В целом по выборке преобладающей сферой жизнедеятельности является семья, вторая по значимости сфера увлечений. Сфера профессиональной и образовательной деятельности занимает самое незначительное место.
Различия между группами студентов проявляются по характеристике Я-концепции согласованность. При большей выраженности в Я-концепции характерологических особенностей имеет место низкая выраженность профессиональных знаний, умений, навыков. Как в группе с доминирующей сферой семейной жизни, так и в группе с доминирующей сферой увлечений согласованность проявляется между 2 измерениями Я-концепции: Я-личностное и Я-деятельностное. Однако в группе со сферой семьи при низкой выраженности профессиональных знаний, умений имеет место низкая выраженность знаний и умений вообще и высокая выраженность общих, характерологических качеств (диспозиционных). А в группе с доминирующей сферой увлечений имеет место сильная связь между профессиональными знаниями, умениями и знаниями и умениями вообще.
В группе с доминирующей сферой профессиональной и образовательной деятельности имеет место наибольшая и избирательная согласованность между определенными измерениями Я-концепции. Измерение Я-личностное обнаруживает связь с Я-деятельностным и Я-физическим. Тогда как Я-деятельностное и Я-физическое не связаны. То есть желания личности прямо связаны с положительными эмоциональными оценками внешних физических качеств. Большей выраженности в Я-концепции личностных умений, знаний соответствует большая выраженность профессиональных умений, знаний, навыков и меньшая выраженность деятельностных диспозиционных качеств.
Полученные результаты подтверждают гипотезы о том, что личностные ценности связаны с Я-концепцией. Кроме того, они позволяют сделать вывод, что содержание ценности, адекватное содержанию ведущей деятельности, связано с более согласованной Я-концепцией.
Литература.
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986.
2. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат. 1984.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл. 1990.

Hosted by uCoz