Шумихина А.В. Притязания личности как фактор успешности ее деятельности //
Социально-гуманитарное знание: междисциплинарный подход. Материалы конференции. – Ростов-на-Дону: Институт управления, бизнеса и права, 2006. С. 261-266.
Главная
E-mail: shumianna@rsu.ru
  В современном, стремительно меняющемся мире с широкими возможностями многие хотят достичь успехов в профессии, добиться высокого карьерного положения и материального достатка, устроить личную и семейную жизнь в соответствии со своими потребностями и представлениями о благополучии. Однако быть успешным в современном мире не так-то просто, и зачастую мы добиваемся успеха в одних областях жизнедеятельности, «кидаем» туда все силы, упуская из виду другие, не менее значимые. Для удовлетворенности жизнью необходимо всестороннее развитие личности, реализация всех ценностных ориентаций в деятельности субъекта. Жизненная успешность человека зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Знание внутренних, личностных детерминант успешности в деятельности, практическое применение этих знаний позволяет эффективно самореализовываться в соответствии с разделяемыми ценностями, достигать поставленных целей.
Явление успешности носит комплексный характер, требует объединения психологических, философских, социологических и педагогических знаний и гибкости в осуществлении междисциплинарного подхода. Углубленное изучение сущности успеха обнаруживает его многогранность, междисциплинарность. По существу своему успех с позиций разных наук представляет собой:
1. внешний атрибут, объективную характеристику счастья как такового;
2. форму удачи, дарованную свыше и не требующую особых усилий со стороны людей;
3. материальный уровень жизни и высокую оценку человека, его социальный статус;
4. характеристику деятельности и результат человеческих усилий;
5. форму самореализации личности (Андреева Ю.В.).
В данной работе мы хотим рассмотреть психологический аспект вопроса. В зарубежной и отечественной психологической литературе к личностным детерминантам успешного поведения относят следующие: особенности органической конституции личности, интеллект, способности, мотивацию, самооценку, особенности ценностных ориентаций, локус контроля. Нас интересует влияние притязаний личности на успешность ее деятельности.
Понятие «успешности» в психологической литературе на сегодняшний день точно не определено. Однако, можно выделить устойчивую оценку личности – успешность, и ситуативное переживание успеха. Ф. Хоппе, К. Левин, Д. Мак-Клелланд, Е.А. Серебрякова, Н.А. Батурин, В.И. Степанский и др. изучали понимание успеха как переживания привязанного к конкретной ситуации, исходу деятельности, предвкушаемому результату. Из таких переживаний успеха постепенно складывается личностная успешность. А. Бандура, Л.А. Мальц, А.М. Федосеева связывают успешность личности с возрастающей осознанностью своей способности и компетентности в управлении своей жизнью, с реализацией поставленных целей, с общей самоэффективностью. Под успешностью А. Бандура, К.В. Солоед, Л.И. Дементий подразумевают состояние, которое появляется в результате или в предвкушении достижения успеха. Л.А. Мальц, А.М. Федосеева к этому определению добавляют «владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей» (3). В таком понимании термина открывается возможность перейти от единичного успеха к постоянному, обеспечивая успешность в различных сферах жизнедеятельности: в личной жизни, профессиональной, социальной и т.д.
В рамках изучения притязаний как цели успешность деятельности рассматривается как ситуативное переживание достижения определенного результата. В совместной работе К. Левина, Т. Дембо, Л. Фестингера и П. Сирса «Уровень притязаний» (1944) были подведены итоги экспериментального исследований притязаний. К. Левин привлекает широко распространенное в США в то время определение Дж. Фрэнка: «тот уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании» (1, с. 8). Однако в работах, где термин «притязания» используется применительно к жизненным целям, К. Левин подчеркивает понимание притязаний как важного личностного конструкта. Притязания получают широкую трактовку целей субъекта, а его уровень – значение показателя трудности намеченных целей.
Х. Хекхаузен в своей теории мотивации максимизирует целевую функцию притязаний. Вследствие этого притязания определяет как «гипотетический конструкт, служащий в теории мотивации для объяснения индивидуальных различий поведения в ситуации достижения» (5).
В рамках теории полезности притязания рассматривались как та цель, объективный успех которой (денежный выигрыш, количество произведенных товаров, уровень академической успеваемости и т.п.) дает максимальное по сравнению с предыдущим приращение полезности. С. Зигель (1957) дает точное операционализированное определение притязаний, согласно которому уровень притязаний «равен высшему баллу из пары рядом стоящих баллов, если разность полезностей, приписанных им, максимальна и если высший балл имеет положительную полезность» (2, с. 292). Однако в сложных ситуациях мы не можем эмпирически точно оценить функцию полезности, что приводит к трудностям оценки уровня притязаний.
В теории удовлетворения, предложенной Г. Саймоном (1963), доработанной Ю. Козелецким (1971), используется понятие притязаний. Теория удовлетворения является попыткой описания процесса решения открытых задач. Исходит из того, что человек принимающий решение обладает однозначно определенным уровнем притязаний, который является «элементом множества выдвинутых им альтернативных решений» (2, с. 296). Т.е. уровень притязаний здесь это планируемое альтернативное решение, соответствующее устремлениям человека, принимающего решение.
Козелецкий определяет уровень притязаний как «степень реализации целей, приносящая личное удовлетворение человеку, который принимает решение и стремится к достижению соответствующей цели» (2, с. 291).
Основное внимание исследователями в рамках данного подхода уделяется условиям формирования, особенностям динамики уровня притязаний. Согласно Т. Дембо, уровень притязаний задает величину шага на пути к успешному достижению конечной цели, заключает в себе тенденцию к спонтанному переходу к доступному субъекту этапу деятельности. Ф. Хоппе к этим данным добавляет условия формирования притязаний. Согласно автору уровень притязаний формируется в ограниченном секторе степеней сложности задач, который он назвал «зоной средней субъективной сложности» (1). Эта зона не является абсолютно стабильной, зависит от ряда факторов:
1. уровня достижений субъекта
2. информированности о собственных способностях в этой области
3. работоспособности
4. сложности задания и др.
В пределах этой зоны результаты действий субъекта сопровождаются эмоциональными переживаниями. Т.е. решение заданий входящих именно в «зону средней субъективной сложности» переживается как успешное или неуспешное. Правильное решение задач слишком высокой для субъекта сложности оценивается не как успешное, а скорее как случайное. Провал в решении слишком простых задач также не приписывается себе и не переживается как неудача.
В теории результирующей валентности дается попытка объяснения побудительности целей, выступающих в качестве альтернатив выбора будущего действия. Эскалона и Фестингер сообщают, что каждая из альтернатив, в данном случае степеней сложности задания, обладает положительной валентностью в случае успеха, и отрицательной – в случае неудачи. С повышением сложности задания растет положительная валентность его успешного решения, с понижением сложности – растет отрицательная валентность провала. Однако рост валентностей ограничен. Согласно данной теории выбор цели осуществляется в соответствии с разницей положительной и отрицательной валентностей присущей конкретной альтернативе. В соответствии с этим выбирались бы самые сложные задачи, которые человек может выполнять. Реально, как говорилось выше, выбор преимущественно лежит в области заданий средней сложности и ниже уже достигнутого уровня.
Отечественные психологи также исследуют притязания в целевом аспекте изучения. В.К. Гербачевский говорит о воплощении в степени трудности целей потребностей и мотивов человека. О.К. Тихомиров в структуру понятия притязаний помещает цель субъекта и предполагаемый результат. О связи уровня притязаний и процессов целеобразования свидетельствуют сдвиги уровня притязаний, что влечет за собой постановку новых целей. Конечные цели обладают побудительной силой, они тесно связаны с эмоциональными явлениями. На пути к достижению конечной цели Тихомиров выделяет промежуточные цели. В случаях, когда конечная цель нечеткая, субъект путем проб уточняет, конкретизирует и вербализирует ее.
Таким образом, в зарубежной и отечественной психологии имеет место выраженная тенденция рассматривать притязания в связи с процессами построения и выбора цели действия. Исследователи определяют притязания как цель, которую ставит перед собой субъект и пытается достичь. В структуру притязаний включают:
1. цель;
2. величину шага на пути решения задачи;
3. предполагаемый результат;
4. мотивы, потребности;
5. «тенденция к спонтанному переходу» к действию.
При этом притязания выполняют побудительную функцию. Однако побудительное влияние по данным разных авторов оказывают различные компоненты притязаний. Побуждать может цель, результат действия, последствия или же сам уровень притязаний.
Положительный или отрицательный результат решения задачи сопровождается эмоциональными переживаниями. Из анализа вышеперечисленных теорий вытекает ряд факторов способствующих возникновению переживания успеха в результате достижения цели. Чтобы почувствовать успех в результате деятельности субъект должен:
1. выбирать цели, соответствующие притязаниям личности;
2. ставить цели, результат достижения которых имеет максимальную полезность;
3. выбирать уровень трудности задач в «зоне средней субъективной сложности»;
4. приложить усилия для достижения цели.
Помимо исследования притязаний как цели, в отечественной психологии разрабатывается понятие притязаний в оценочном аспекте. В.Н. Мясищев определяет уровень притязаний как «качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность» (1, с. 9). Б.Г. Ананьев связывает притязания «с оценочными потребностями, будучи притязанием на оценку» (1, с. 9). Согласно В.С. Мерлину это «степень оценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать удовлетворение» (1, с. 9). Б.В. Зейгарник рассматривает притязания как индикат самооценки, активно исследовала связь притязаний и самооценки личности. Также ряд авторов (Е.А. Серебрякова, М.С. Неймарк) рассматривает притязания как потребность в определенной самооценке. В рамках данного подхода исследуется:
1. связь и соотношение притязаний с феноменом Я-концепции, самооценкой личности;
2. воплощение в притязаниях субъективных критериев деятельности и ее результата, стандарта достижений, которые индивид устанавливает для себя и который он ожидает достичь;
3. притязания на определенный уровень оценки и самооценки.
В оценочном аспекте изучения притязания выступают как личностная характеристика, личностный критерий успешности, а не экспериментально формирующийся, привязанный к конкретной ситуации решения задачи.
Таким образом, человек чувствует себя успешным, когда он реализует свои притязания на том уровне, который сам считает успешным или оценивается так другими. Причем успешность переживается, когда оценка личности удовлетворяет следующим компонентам:
1. определенный уровень и содержание самооценки;
2. определенный уровень и содержание оценок личности другими людьми;
3. качественные и количественные характеристики результата, который удовлетворяет притязаниям личности;
В процессе деятельности мы выбираем и ставим перед собой задачи, ориентируясь на их успешное выполнение. При положительном или отрицательном результате мы переживаем успех или неудачу, что сказывается в той или иной мере на нашу последующую деятельность. Сочетание показателей по параметрам первый выбор личности, сдвиги притязаний по мере выполнения заданий, реакции индивида на успех/неуспех, особенности оценки индивидом достижений как успешных или нет и др. объединяются в некую индивидуальную тактику притязаний.
О.Н. Арестова отмечает информативность первого выбора. При боязни неудачи тактика притязаний характеризуется первым низким выбором с постепенным повышением после удач и резким снижением после неуспеха.
О.Г. Мельниченко на основе полученных результатов делает следующие выводы о тактике притязаний. Чем выше уровень притязаний, тем меньше выражена тенденция снижать его после неудачи и значительно повышать после успеха. Выборы испытуемых с более высоким уровнем притязаний характеризуются большей стабильностью. Испытуемые с выраженной тенденцией вверх характеризуются низким общим уровнем притязаний, его значительными изменениями после успеха и незначительными изменениями после неудачи, что создает большую вариативность выборов. Испытуемые с выраженной тенденцией вниз также имеют невысокий общий уровень притязаний, относительные взаимосвязи противоположны связям группы с выраженным стремлением вверх.
Л.Э. Семенова отмечает некоторые особенности тактики притязаний дошкольников (4). В целом, у мальчиков и у девочек имеет место позитивная направленность притязаний – постепенное повышение притязаний, достаточно высокие притязания, имеющие адекватный характер. Динамика и различия в тактике притязаний подвержены влиянию типа гендерных предпочтений, помимо пола индивида. Влияние поло-ролевого фактора подтверждается результатами исследования Л.В. Бороздиной, Е.Е. Даниловой. Авторы выделили следующие различия: у мужчин преобладает тактика быстрой и устойчивой локализации выборов в высокой зоне трудности, у женщин – тактика «шагового типа» – постепенный просмотр почти всего спектра трудности задач с медленным, но неуклонным движением вверх при помощи малых сдвигов уровня притязаний.
Из имеющихся данных исследований видно, что уровень притязаний не формируется в ситуации эксперимента. Как правило, в эксперименте выявляется сложившаяся тактика целеполагания.
Таким образом, для успешной деятельности личности важно учитывать ряд факторов: особенности поставленной цели (соответствие притязаниям личности, полезность результата, уровень трудности задач, прилагаемые усилия), специфику взаимосвязи содержаний оценок и самооценок, субъективные стандарты, опыт, информированность личности об особенностях деятельности. Однако, одним из самых важных внутриличностных факторов успешности является реалистичность притязаний. Как отмечают психологи, люди, привыкшие к ситуации успеха, устанавливают свои притязания немного выше уже достигнутого уровня.

Литература
1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М. 1985.
2. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс. 1979.
3. Мальц Л.А., Федосеева А.М. Психологические критерии жизненной успешности студентов педагогического ВУЗа.
4. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста. // Вопросы психологии, 2003, №6, с. 23-31.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Питер.: СПб, 2003.

Hosted by uCoz